download
Карта партнёра

MATE Production: Марина Томарова

Вместе с соучредительницей и генеральным продюсером MATE Production Мариной Томаровой обсудили, как уйти из найма и создать свою студию, как работать с актерами и каково после России открывать продакшен в Европе.

 

Камиль:  Вы слушаете «Бизнес а-ля Русс» — подкаст, в котором предприниматели рассказывают о том, как строить свое дело в России. Здесь мы не стремимся нарисовать идеальную картинку или закошмарить новичков. Мы рассказываем, как следовать за мечтой о своем деле, которая каждый день будет менять мир к лучшему.

Меня зовут Исрафилов Камиль, я предприниматель. Каждую неделю ко мне приходят люди, которые оставили свой след на карте российского предпринимательства и знают, как делать бизнес в России. Спонсор этого сезона — ведущий провайдер IT-инфраструктуры Selectel. И сразу с новостей. Группа сенаторов и депутатов внесли законопроект, регулирующий деятельность креативной индустрии.

Новый законопроект направлен на определение основ регулирования организации. Ну и, конечно, все, кто подходит под определение, должны входить в некий кластер, реестр креативных индустрий Российской Федерации. Документ также устанавливает условия деятельности и возможные меры господдержки. Ходит слух, что контролировать работу креативных компаний будет Минкульт.

Эту инициативу и другие вопросы креативного бизнеса обсудим сегодня с Мариной Тамаровой, совладелицей и генеральным продюсером МАТЭ Продакшн. Марина, здравствуйте.

Марина: Привет.

Камиль:  Марина, давайте сразу начнем с обсуждения инициативы депутатов. Как вы считаете, как представители индустрии, что вы думаете об этом законопроекте? Всё-таки это вот цензура или это контроль и распределение грантовой помощи, или может быть что-то ещё?

Марина: Честно, вот честно, я буквально вчера не видела нигде, чтобы мы в каких-то чатах наших продюсерских или вот в креативных чатах это обсуждали. Видимо, это совсем свежая новость, и мы, наверное, как представители креативных индустрий, не совсем поняли, чем нам это грозит или, наоборот, помогает.

Я надеюсь, что, конечно, это будет чем-то нам помогать, даст какие-то новые возможности, перспективы, может быть, поддержку какую-то. Хотелось бы в это верить.

Камиль:  Ну, вот я просто могу по своей деятельности в рамках IT сказать, то есть вот этот реестр единый для айтишников, он сейчас такой общий. Туда сначала входили какие-то крупные компании только, и потом все больше и больше стало появляться небольших компаний, которые могут оттуда вступить, получить грантовую поддержку.

Соответственно, даже та же IT-ипотека, да, там, может быть, слышали про нее сейчас, очень популярная среди айтишников, брать IT-ипотеку. И там обязательные условия, если не находишься в этом реестре, точнее так, если не работаешь в компании, которая входит в этот реестр, то, соответственно, вашу ипотеку просто пересматривают со временем, и она превращается в обычную коммерческую.

А если человек работает в аккредитованной компании длительное время, то, соответственно, он получает низкую ставку на ипотеку, на покупку жилья, то есть это прям как будто бы очень выгодно.

Марина: Да, конечно, я знаю эту систему и тоже слышала историю, что ты, будучи компанией, если твоя деятельность IT, можешь податься на эту аккредитацию, пройти и, соответственно, иметь вот эти льготы. Что касается, например, нашей сферы видеопродакшена, Я пока каких-то прям очевидных преимуществ не слышала.

Может быть, мне нужно посоветоваться с нашим юристом, она в курсе обычно всех вот таких новостей юридических, государственных, она мониторит именно вот эти льготы, гранты и так далее. Если есть возможность, она нам предлагает обычно поучаствовать. В принципе, если это будет действительно как-то интересное предложение, мы с удовольствием посмотрим.

Камиль:  МАТЭ продакшн сейчас. Что это за компания, какие проекты делаете и сколько проектов одновременно делаете, какие заказчики у вас, партнеры?

Марина: Мы МАТЭ продакшн, мы занимаемся в основном производством рекламы. То есть у нас основное направление — это игровые рекламные ролики, но также мы снимаем различные спецпроекты, корпоративные ролики, интерактивные ролики. То есть все, что связано с каким-то видеоконтентом, мы умеем производить, производили и, надеюсь, будем производить. Существуем мы более шести лет именно как Mate Production, но там лично я и мой партнер имеют очень большой опыт в видеоиндустрии, там более 15 лет, наверное, мы занимаемся производством видеоконтента разных-разных форматов, все про это знаем, умеем, есть большой опыт и экспертиза в этом вопросе.

Камиль:  Ваши презентации мы посмотрели, ну суперкреативная презентация на самом деле.

Марина: Спасибо. Тут прям надо отдать должное. Да, мы над этим работаем, мы считаем, что это поскольку наше лицо одно из основных, на что смотрят наши клиенты, заказчики. И в целом, как мы себя можем проявлять, это наш сайт, презентация, шоу-рилл, поэтому здесь, конечно, мы стараемся выразиться по максимуму, показать нашу экспертизу.

Камиль:  Вот с какими вилками бюджетов вы работаете? То есть, я думаю, что вряд ли я смогу как заказчик прийти в МАТЭ продакшн и снять себе какой-нибудь видеоролик за 100 тысяч рублей. Вряд ли, вы мне что-то снимете, может быть, на телефон меня только снимете.

Марина: Да, смотрите, ну вообще так сложилось, да, исторически, я, наверное, такую сделаю небольшую подводку, издалека, что, в принципе, реклама — это всегда была достаточно высокобюджетная история, потому что есть много нюансов, есть заказчик, есть сложный процесс, который требует согласования мельчайших деталей, и все департаменты, кто в этом участвует, они понимают, что раз это реклама, значит, будет много правок, много требований и так далее.

И поэтому реклама всегда стоила дорого, и если раньше была реклама в основном для ТВ, то там бюджеты были вообще баснословные, скажем так. Что-то поменялось в моменте, когда появился интернет и нужны были ролики именно для интернета, такой момент был, когда никто не понимал, сколько это должно стоить.

То есть вроде бы брендам не совсем понятен профит от того, что они в интернете, еще не понятно, как это считать, какая там аудитория, какой из них потом полезный происходит какой-то, отклик у аудитории, и цены были абсолютно тоже разные, и были совсем недорогие истории, и наоборот были очень высокобюджетные проекты.

Сейчас так все равно рынок немножко сложился, что есть именно рекламные ставки у всех департаментов, и когда ты считаешь смету на производство рекламы, ты в основном руководствуешься этими ставками. И они, конечно же, регулярно поднимаются, периодически мы получаем так называемые письма счастья от разных департаментов, которые говорят, теперь мы будем выходить за столько денег, и в среднем сейчас, по последним нашим данным, по последним нашим съёмкам, чтобы получилась более-менее качественная рекламная картинка, бюджет должен быть где-то порядка хотя бы 4 миллиона за один съёмочный день.

Камиль:  Ну это получается, вот вы под ключ целиком организовываете весь процесс, это и предпродакшн, и продакшн, и постпродакшн.

Марина: Да-да, конечно. То есть прямо ролик под ключ. Да, конечно, к нам обычно обращаются рекламное агентство или клиенты напрямую уже с каким-то сценарием, или брифом, или презентацией, и мы уже непосредственно подбираем всю команду, подбираем режиссера, делаем тритменты, проводим кастинг и полностью все реализуем до момента сдачи мастера.

Камиль:  Какое ваше участие непосредственно в компании, как генерального продюсера?

Марина: Ну, самое, что у меня есть непосредственно участие во всех сферах деятельности компании, скажем так. И, конечно же, я участвую в производстве. Честно, мне бы очень хотелось сейчас минимизировать это вовлечение, хотя бы оставить какие-то прям ключевые рэперные точки, в которых я смотрю за процессом. Но пока так, вот в идеальной картине мира пока так не совсем получается. Я постоянно слежу, как идет процесс, смотрю, естественно, согласовываю каких-то ключевых которые мы утверждаем в команду, режиссеры, операторы, художник-постановщик и так далее.

Вношу какие-то, возможно, комментарии, корректировки в сториборд, в какие-то мудборды. На съемки я приезжаю, причем вот, опять же, недавно у нас было несколько смен. Я приезжала туда с целью, ну, сейчас заеду на пару часиков, проверю, что все хорошо, поеду домой.

В итоге я оставалась до конца, там, до часу ночи, все равно как-то в это вовлекаешься и уже не можешь бросить там на середине, все равно переживаешь, волнуешься, поддерживаешь команду, и в итоге вот я в процессе могу сказать, что я достаточно плотно нахожусь.

Ну и параллельно, конечно, я стараюсь заниматься каким-то стратегическим планированием, вот, пиаром не так давно занялась, мне хочется как-то медийность свою повышать, личный бренд и думаю о каких-то, может быть, новых направлениях, плюс также мы еще открыли филиал в Европе.

Мне, с одной стороны, да, хочется как-то немножко от производства отойти, но я также понимаю, что у меня, конечно, очень большая уже экспертиза, насмотренность и вообще знание всех процессов, что, наверное, мне просто, как это говорится, совесть не позволит совсем туда не включаться, все равно мне будет хотеться туда что-то привнести.

Камиль:  По моему опыту обычно люди, которые создают компанию и начинают работать на себя, это те люди, которые ограничились в каком-то росте, например, работая в компании. Вы до того, как открыть компанию, где-то были трудоустроены, как был именно ваш личный рост до того, до МАТЭ продакшн?

Марина: Да, конечно, я до этого была абсолютно нормальным человеком, Потом я была трудоустроена в других компаниях. Сначала я работала в продакшене ТВ-продакшен, мы делали для телек проекты. Потом я, собственно, ушла в диджитал-агентство. Сначала в одном поработала, потом в другом.

И на позиции агентского продюсера я, наверное, в общей сложности лет шесть проработала дома Т-продакшен.

Камиль:  А вы как наемный сотрудник, вот каким вы были?

Марина: Когда я была в найме, я, честно, вообще не думала и не мечтала о том, что у меня может быть свой бизнес, свой продакшен, то есть какой-то прям осознанной цели у меня такой не было. У меня было вот моё дело, которое я умела делать, я делала его хорошо, как мне кажется.

Единственный момент, который меня очень сильно напрягал, я вот сейчас так понимаю, это то, что в найме ты всё равно вынужден по какой-то дисциплине жить, А именно каждый день в рабочие дни приходить в офис, независимо от того, есть ли у тебя какой-то проект или нет проекта.

И вот когда проекта нет, ну ты просто приходишь и зачем-то там тусуешься, и это время жалко, если честно, хотелось бы чем-то другим полезным позаниматься. Вот этот момент меня напрягал. Плюс, работая в агентстве, было ощущение, что я очень мало влияю на сам процесс, на сам результат, потому

Потому что, по сути, я курировала клиента и продакшн, то есть, как такое звено. И мне казалось, что я сама ничего не делаю и не привношу в проект. То есть, ну, наверное, ошибочное было мнение, но так или иначе мне хотелось именно больше идти в производство.

Я думала о том, чтобы пойти именно в продюсер продакшна и самой делать уже как исполнительный продюсер проекты. Так получилось, что вокруг меня такое окружение сложилось. Были подруги, которые больше, чем я, хотели свой бизнес, видимо, и они говорили, что давай вместе начнём, сделаем своё, у нас всё для этого есть, почему бы не попробовать.

На своей основной работе я уже так чуть-чуть уперлась в потолок, мне хотелось чего-то нового, я всё равно хотела что-то менять, я решила попробовать. И, конечно, сейчас уже, смотря назад, понимаю, что это было очень хорошее решение, потому что всё равно такой уровень свободы и вот того понимания, что я принадлежу только себе и сама решаю, что я хочу делать, что могу, и так далее, конечно, в нами такого, ну, я не чувствовала.

Камиль:  Получается, не вы были инициатором, да, открытия МАТЭ продакшн?

Марина: Нет.

Камиль:  Вас туда пригласили, можно сказать?

Марина: Можно сказать, да. И, да, честно говоря, я вот иногда до сих пор думаю, вот, пришла бы я к этому сама, не пришла, не могу сказать, интересно.

Камиль:  Сколько у вас было людей в команде на этапе старта, какие первые проекты, откуда вы брали деньги?

Марина: Деньги мы брали, собственно, из проектов, которые к нам приходили. Конечно же, к нам приходили сначала очень небольшие проекты. У нас было, собственно, три человека, это три основателя Mote Production. Мы работали, у нас не было офиса, мы работали в Starlight'е на Чеховской.

Там был такой кафе, который рано открывалось, там была бесплатная парковка, и мы вот втроем туда съезжались и креативили за чашкой кофе. Так начинали, и, честно говоря, ну было вначале такое немножко разочарование, потому что я как, опять же, представитель агентства, да, агентский продюсер, я примерно понимала, как мы нанимаем продакшены, да, что мне на почту пишут какие-то новые ребята, говорят, вот мы продакшен, мы такое-то умеем снимать, давайте попробуем.

И обычно мы как бы шли на контакт, мы с ними общались, если ребята нормальные, мы им давали какие-то проекты и в принципе бывало такое, что они один проект сделают хорошо, второй хорошо, третий, и мы так начинали постоянно работать.

И я подумала, что мы сейчас также отправим наши письма по все агентства, также со всеми начнем знакомиться и работать. Но почему-то после таких отправок никто нам не отвечал, и это было немножко сюрпризом. И, конечно, мы, столкнувшись с этой реальностью, сначала немножко так поднапрягались.

Но всё-таки повезло это то, что мы давно в этой сфере, у нас много есть каких-то связей, контактов, нас знают, и большое спасибо агентству даже, с которым я работала, потому что они мне тоже периодически скидывали заказы на реализацию. Скидывали проекты.

Меня знали, да. Меня знали, в принципе, я работала хорошо, и мы всегда делали хороший проект с хорошим качеством, поэтому то, что тоже они пошли навстречу, доверились, это тоже очень ценно. В целом у меня были несколько знакомых подруг, которые тоже в нас верили, давали нам заказы, и мы таким образом, в принципе, за пару лет в портфолио наработали уже свое собственное неплохое.

Камиль:  Как вообще у вас строится процесс сейлза? То есть к вам приходит, например, какой-то заказчик, или это у вас всегда субподрядная история, Или вы напрямую можете с кем-то из заказчиков начать работать? Вы участвуете ли вы в закупках, например?

Марина: Ну, все равно вот, несмотря на то, что мы уже много лет работаем, у нас нет такого, ну, какого-то, скажем так, стабильного потока заказов. Всегда это немножко как лотерея, да, ты не знаешь, никогда не предугадаешь, когда сколько проектов к тебе придет.

То есть есть, конечно, какая-то сезонность на рынке, можно на неё ориентироваться, но в целом я до сих пор, честно, я не поняла, от чего это зависит, то есть в какой-то момент может просто быть тишина, там несколько, не знаю, недель, может быть, месяцев, а в какой-то момент просто отовсюду начинают приходить просчёты, тендеры, и ты просто даже не успеваешь всё это делать.

Конечно, в основном, всё-таки, в первую очередь играют это связи, конечно же, то есть именно кто тебя на рынке уже знает, с тобой работали, конечно, работы в портфолио бренды. Те бренды, с которыми мы работали, они тоже о многом говорят. Мы стараемся обычно каждый год обновлять шоу-рилл и показывать какие-то новые бренды, новые сферы, направления, в которых мы приобрели опыт. И, конечно, сейчас я уже пересматриваю кучу этих шоу-риллов, очень много мы с кем поработали, это просто очевидный рост из года в год. С этим следить очень интересно, но даже это почему-то все равно, но не дает какой-то гарантии, что можно с уверенностью сказать, что вот у нас там каждый месяц будут случаться какие-то классные высокобюджетные проекты, то есть это такой рынок все равно немножко стихийный, что ли.

Камиль:  Ну, наверное, ближе к концу года, когда все стараются израсходовать бюджеты, у любой крупной даже корпорации есть всегда какой-то бюджет запланированный на маркетинг, на пиар, и они стараются его как-то израсходовать.

Марина: Ну вот по опыту, да, обычно всё-таки вторая половина года, особенно вот октябрь-ноябрь, да, они очень активны.

Камиль:  Это вот рынок именно аутсорсинга, рынок услуг, он почему-то, ну, на мой взгляд, он летом сильно проседает, потому что все согласанты, как правило, они находятся в отпусках, находятся где-то в отъездах, а вот вторая половина года, ближе там с осени, наверное, до конца декабря, это прям шквал, как правило, поток, и потом январь опять тишина.

Вот у вас это так работает или немножко по-другому?

Марина: Вроде бы и да, но и нет. У нас было несколько лет подряд, когда, например, декабрью было вообще тишина. Но, например, у нас зато в январе уже было несколько проектов. Были несколько лет, я помню, когда август просто был самый жаркий месяц.

То есть вроде бы есть, да, вот такая общая сезонность на рынке, но по факту происходит совсем по-другому.

Камиль:  Есть ли у вас какие-то проекты, за которые вам сейчас можно сказать, что вы стыдитесь, скажем?

Марина: Как говорится, за деньги — да. Ну, в целом, я считаю, в принципе, что любой проект надо оценивать, что он тебе принесет. В идеале это или деньги, или слава. Лучше и то, и другое, конечно. У нас тоже много проектов. Не все какие-то суперкреативные, интересные, и там зажигают и меняют мир, какие-то нужно просто сделать, сделать качественно, насколько это возможно.

Бывает такое, что на уровне даже сценария ты читаешь и понимаешь, что это получится кринж, пытаешься как-то это клиенту мягко донести, но не всегда получается. В итоге делаешь, как написано. Прям вот так, чтоб стыдно, стыдно, наверное, сейчас так не вспомню.

Конечно, есть проекты, которые я считаю, что, ну именно с точки зрения реализации, они могли бы быть получше.

Камиль:  А чего им не хватило? То есть им бюджета не хватило, чтобы быть лучше? Или им не хватило какой-то идеи?

Марина: Ну, сейчас, конечно, лучше так на каких-то примерах разбирать. Сейчас я пытаюсь из наших двухсот лишних роликов какой-то вспомнить. Ну, бюджет, конечно, влияет очень сильно, как минимум тем, какого уровня команды ты можешь привлечь, какого уровня режиссёров, актёров и так далее.

Конечно, с точки зрения сценария, да, бывает иногда тоже момент, что ты читаешь сценарий и вроде бы все окей, но когда начинаешь снимать его и складывать в монтаж, понимаешь, что он не очень работает. Например, шутка не работает или не так понятно, как казалось бы должно быть понятно.

Вот. Но у нас есть способ как с этим бороться, скажем так. Мы просто те ролики, которые мы не особо хотим показывать, что мы их сняли, мы их просто выкладываем в нашу портфолио по закрытой ссылке и показываем только в каких-то особых случаях.

Кейсы. Да, когда клиенту нужно.

Камиль:  Когда нужны кейсы, да.

Марина: Когда клиенту нужно просто именно вот такой-такой формат, и ты понимаешь, о, да, мы же такое снимали, просто он у нас в закрытой ссылке, сейчас мы отдельно выложим и покажем. Ну, конечно, есть, да.

Камиль:  Чисто по опыту, по-своему, бывает такое, что приходит какой-то проект, просит что-то реализовать, ты смотришь на вот эти вот первичные требования, которые просит заказчик, и прям сразу можно оценить взглядом, сказать, ну, блин, идея так себе, и реализация, скорее всего, будет так себе, там, и бюджет сильно ограничен.

И вот прям не хочется браться за такие проекты, пытаешься там с заказчиком как-то это все дело обсудить, ему как-то донести, но вот он ни в какую, он говорит, либо так, либо по-другому никак, особенно если это какая-то закупка, это конкурс, то есть там есть сильно ограниченные какие-то требования, есть ограниченные бюджеты. И вот как быть с такими проектами?

То есть их брать всё-таки на свой страх и риск? Или сразу лучше отказываться, понимая, что, ну, нет, из этого ничего толкового не выйдет?

Марина: Ну вот здесь, мне кажется, тоже одно из преимуществ того, что у тебя свой бизнес, у меня свой бизнес, это то, что я могу сказать «нет» какому-то проекту, который мне не нравится, мне не откликается. У меня есть такая, ну, уже наработанная, видимо, история, когда я уже читаю сценарий, читая бриф, я все равно в голове уже немножко представляю, какой это будет ролик, как он должен выглядеть, что из этого получится.

И бывает такое, что да, я читаю сценарий, читаю бриф и понимаю, что я не вижу. Ну, то есть я не понимаю, что хочет сказать автор этим произведением, а уж тем более, если еще бюджет ограничен, то совсем плохо. То есть и мы можем сказать нет, конечно, мы стараемся все-таки не браться за те проекты,

Вот как я говорила, там либо слава, либо деньги. Если понимаем, что ни того, ни того, ну как бы зачем? У нас были истории, конечно же, у нас было много кейсов, когда мы не сразу оценивали все вот такие риски.

Мы думали, что ну вроде как бы нормально сможем, там пролезем, сделаем. Потом в итоге проект затягивался на полгода, и мы просто там в течение нескольких месяцев на постпродакшене просто нас просили какие-то пиксели подстроить, двигать. Вот, поэтому, да, вот это, конечно, большой плюс, что можно отказаться, потому что, опять же, когда я работала в найме, я помню, у меня были тоже такие истории, мне не нравился проект, я говорила, можно мы его не будем делать?

Мне говорили, нет, надо делать.

Камиль:  Мы уже взяли предоплату, поэтому не будем делать. Кстати, вот, говоря о предоплате, у вас есть какие-то правила, то есть там 50 на 50, 30 на 30, 40, или каким образом вот это строится?

Марина: Конечно, мы очень любим предоплату, это всегда приятно и очень много что упрощает, но вот у нас есть опять же в индустрии такая общепринятая история, что если клиент не платит предоплату, то в смете согласовывается строка с кредитованием, то есть мы в принципе зашиваем проценты за кредитование и нам обычно это одобряют,

То есть если клиент не вносит предоплату, то есть сразу ты оставишь перед выбором, что вот, пожалуйста, если вы сделаете предоплату, будет такая-то стоимость, если постоплата, то такая-то стоимость, дороже, естественно. И уже клиент решает, как ему выгоднее. Если он готов переплачивать, но лишь бы платить потом, ну окей, мы тогда перекредитуемся.

Камиль:  Интересно, очень практика на самом деле. Предприниматели часто говорят, что любой успешный бизнес не обходится без дерзких и прорывных идей. Инновации, неочевидные ниши, сильный продукт и опытная команда — это все важно для успеха. Но в первую очередь любой проект начинается с нетривиальной задумки.

Партнер подкаста, ведущий провайдер IT-инфраструктуры Selectel позаботится о стабильной работе и масштабировании вашего сервиса. А вы пока можете заняться разработкой и реализацией смелых бизнес-планов. Вместе с Selectel мы запускаем новую рубрику «Стартапки Битко». Разберем с гостями студии огненные идеи стартапов от наших слушателей.

Оценим задумку, поговорим о воплощении проекта в жизнь, возможных проблемах и конкуренции на рынке. Давайте начинать. Сегодня у нас письмо от Дениса Козлова из Новосибирска. Цитата. «Пару месяцев назад вместе с женой задумались о покупке квартиры в новостройке и столкнулись с такой проблемой.

Оказывается, ни у одного застройщика нет услуги виртуального тура по будущей квартире. Кажется, сегодня, когда искусственный интеллект генерирует тысячи изображений просто по текстовому описанию, как-то стыдно не представлять клиентам возможность визуализации будущего жилья. Причем я бы сказал, что тут нужна не просто визуализация, а возможность кастомизации предметов интерьера, дизайнерских решений и так далее.

То есть, планировка и площадь квартиры остаются прежними, а вот все, что остальное кастомизировать, на свое усмотрение. И все это с возможностью покупки представленной сервисом мебели и строительных материалов напрямую у партнеров, например, условно, в том же Леруа. Да, я говорю о дизайн-проекте в режиме реального времени, вот такая идея.

Мне кажется, стартап определенно взлетит, и ничто не мотивирует на покупку собственного жилья как красочное представление того, как будет выглядеть твой дом после ремонта. В общем, суть стартапа, как я понимаю, это какой-то онлайн-сервис, в котором с помощью искусственного интеллекта будут генерироваться тысячи изображений по текстовому как будет выглядеть твоя будущая квартира.

Что вы думаете по поводу создания такого сервиса, и насколько это как бизнес-идея вообще интересно?

Марина: На самом деле, я даже немного удивлена, что такого уже нет. Мне кажется, что даже я видела, заходя на сайты каких-то застройщиков, что есть услуги, когда ты можешь посмотреть в зависимости от выбранного варианта отделки, как будет выглядеть квартира.

Камиль:  Это, по-моему, с виртуальными очками, если я не ошибаюсь, они такие штуки делают, то есть они зовут к себе моделлеров, 3D-дизайнеров, делают вот эти все модельки, но ты не можешь самостоятельно это сделать, то есть просто скачать приложение, сфотографировать какую-то голую стену, и он тебе сразу предложил, вот тут картина будет висеть, вот здесь зеленые обои, а вот, кстати, ссылочка, там есть Valerois-вариант, есть вариант еще в каком-нибудь строительном магазине, выбираешь и сразу покупаешь.

Марина: Просто обычно же именно дизайн квартир это уже проектируют дизайнеры, которые непосредственно ты нанимаешь, рассказываешь свои какие-то предпочтения, пожелания и так далее, и он уже создаёт полноценно дизайн твоей квартиры. Вот как с этим тогда быть? Будет ли там привлечён дизайнер на каком-то моменте?

Камиль:  И, кстати, интересно, а кто должен вот такой сервис сделать, потому что все-таки человек пишет именно о квартире в новостройке, и проблема у него, что ни у одного застройщика нет такой услуги виртуального тура, хотя я видел, на самом деле, такие туры в 3D очках, они есть действительно у многих крупных застройщиков, потому что они все равно делают 3D-модели, то есть для них туда добавить капельку вот этой виртуальной реальности — это вообще не проблема.

Мне интересно, кто будет всё-таки владельцем такого сервиса, то есть кому выгоден этот сервис? Скорее, наверное, тому, кто будет продавать все эти составляющие, эти картины, эту мебель, там, не знаю, тоже строительный какой-то магазин.

Марина: Ну, скорее, да, либо вот кому-то из дизайнеров, то есть свои услуги продавать, как дизайнерское бюро, например, возможно.

Камиль:  Ну, если бы такой сервис был, как вы думаете, взлетел бы он? Заработал ли он бы миллиарды, стал бы единорогом?

Марина: Сложно сказать, конечно, смотря сколько строится новостроек, даже вот в Москве и в Подмосковье, конечно, кажется, что это очень нужно, но вот опять же, я покупала квартиру не так давно, и я по старинке, у меня застройщик водил уже как-то в демо построенное жилье, и ты даже не в очках, а просто ходишь в реальной квартире с реальным интерьером. Вот, наверное, вопрос, да, как это будет реализовываться, насколько это будет автоматизированная история, потому что всё, что связано вот с какой-то графикой, 3D-графикой, опять же, насколько мы работаем с этим всем, это не очень дешёвая история, это достаточно трудоёмкая история, дорогая и занимает много времени, поэтому если это можно как-то с помощью современных технологий оптимизировать и делать это быстро и недорого, наверное, имеет место быть.

Камиль:  Ну, про мотивацию на покупку собственного жилья, имея вот такое красочное представление, мне как-то не очень верится. Мне кажется, квартиры покупаются. Вот у нас строят дом где-нибудь. Если это центр, ну, или это очень хороший спальный район, это не отшиб, это не окраин, это хорошее, там, не самое дешевое жилье, то, как правило, квартир в таких домах практически не остается.

Две-три квартиры на весь жилой дом. Это еще же, как правило, какие-то клубные дома, то есть это 30−40 квартир на весь дом. И так покупают очень хорошо, как будто бы.

Марина: Ну да, потому что человек обычно, если он знает, что ему нужна квартира, то ему нужна квартира с ремонтом, то он разберется. Сейчас столько есть всяких возможностей, можно как угодно сделать, и с этим нет проблем. Вопрос же, да, в самой покупке квартиры, для чего она тебе?

Мотивация нужна ли квартира?

Камиль:  Да, да, да, мотивация именно квартира. Такой проект — это в любом случае инвестиция. Инвестиция в разработчиков, в обучение моделей, искусственного интеллекта. Это дизайнеры, которые будут советовать и будут рекомендовать, как сделать, как лучше, как… А вот это вот правильно, а вот это неправильно. То есть, да, здесь должны быть эксперты обязательно, и кто действительно сможет приинвестировать в такой сервис. Потому что застройщикам, ну, у них и так всё хорошо, у них и так всё продаётся. Сейчас есть классные льготы, там, эти для молодых семей программы, есть там кредитование, не знаю, на любых уровнях, мне кажется, их это точно не будет мотивировать.

Марина: Ну да, скорее всего это сервис именно для компаний, которые делают ремонт. Ремонт, дизайн, непосредственно ты приходишь с прорабом или с дизайнером, и вот вы вместе визуализируете не просто он тебе на чертежах показал, на рендерах, а ты пришел и уже посмотрел, не знаю, потыкал выключатели, там подходит тебе высота, там еще что-то. Ну то есть вот в таком ключе, наверное, это было бы прикольно. То есть ты условно заходишь в бетонные стены, а тебе как-то все достраивается, как будто это уже законченный твой дизайн. И ты уже вносишь корректировки, типа давайте здесь все-таки там цвет чуть-чуть там посветлее, тут повыше, пониже. Такое прикольно, наверное. То есть чтобы не переделывать уже, когда все сделано, и все заломать.

Камиль:  Использовать нейросети в своих стартапах — крутая идея. С их помощью можно неплохо сэкономить на производстве виртуальных туров, но для такого стартапа вам понадобится надежная IT-инфраструктура и дата-центры, которые помогут со сложными вычислительными задачами. С этим отлично справятся сервисы нашего партнера компании Selectel.

Selectel — один из ведущих провайдеров облачной и IT-инфраструктуры в России. На выделенных серверах и в облаке собственной разработки Selectel можно обучать нейросети, ускорить разработку онлайн-сервисов и обеспечить стабильную работу сайтов и приложений даже при больших нагрузках. А управлять эмиссиэрами можно из одного окна вашего браузера.

Об инфраструктурных решениях для бизнеса от компании Selectel можно узнать по ссылке в описании к этому выпуску. И подписывайтесь на телеграм-канал Селектела. Там вас ждут полезные профессиональные материалы и дайджесты ближайших мероприятий. Вы все авторство передаете заказчику?

Марина: В основном, да, конечно. Мы передаем по всем правилам передачи авторского права. Ну, просто, да, у клиента тоже обычно есть вводные по правам, какие он хочет получить от ролика. Например, там, те же актеры, они чаще всего не отчуждают права. Это, скорее всего, идет по лицензии, там, на год, ну, то есть какой-то срок оговаривается.

И, соответственно, мы в рамках этого срока, этой территории заключаем договор с актёрами и со всеми создателями права. То есть режиссёр, оператор, монтажёр, то есть все те участники, кто именно создаёт вот эту интеллектуальную собственность, они передают права, но обычно режиссёру и оператору эти права особо не нужны в дальнейшем нигде, поэтому они отчуждают, это обычная практика.

А вот актёры чаще всего ограничивают, бывает, что композиторы ограничивают, фотографы, то есть такое, да, бывает.

Камиль:  Были ли у вас заказчики, которые, может быть, сейчас есть какие-то заказчики, которые в рамках договора, они с вами подписывают некий, наверное, NDA?

Марина: Да, у нас бывает, что мы подписываем NDA перед стартом проекта, и общепринята, опять же, практика, что мы не выкладываем никогда в соцсети какие-то истории со съёмок до тех пор, пока не вышел основной ролик, мы не делимся там в своих соцсетях, мы запрещаем там актёрам, съёмочной группе тоже делиться там бэкстейджем со съёмочной площадки, то есть это такая достаточно общепринятая история.

Камиль:  А были ли вот в практике такие случаи, когда кто-то выложил лишнего, а потом приходилось за это как-то объясняться.

Марина: Ну, было, да, было, конечно, такое. Но обычно это обходилось малой кровью, когда просто там звонили менеджеры из агентства, срочно уберите или там сообщите, чтобы убрали. Ну, обычно, да, люди идут навстречу, убирают. Но какой-то серьезный, прямо серьезной утечки нет, такого вроде не припомню.

Камиль:  Могу сказать, что у меня точно есть какие-то критерии, по которым я отбираю проекты. И есть проекты или там виды деятельности, с которыми я точно никогда в жизни не буду работать. Например, финансовые пирамиды. Никогда в жизни я не буду никакой делать проект совместно с создателями финансовой пирамиды.

Есть ли у вас такой отбор и можете ли вы сказать, сферы деятельности проекта или заказчика, с которым вы точно никогда не будете работать?

Марина: Ну, скорее всего, это то, что влечет какие-то вред здоровью прямой. Скажем так, такое, наверное, точно мы и не захотим. Не хотелось бы связываться с какими-то политическими историями, скажем так.

Камиль:  Так, то есть для Соловьёва вы ролик не будете снимать, например?

Марина: Думаю, что нет.

Камиль:  Не потому что он Соловьёв, а потому что он так или иначе относится к политике.

Марина: Есть коммерческие компании, да, у которых есть конкретная цель, не знаю, продать свой продукт или как-то прорекламироваться, там одна история, когда идут уже темы, не знаю, мы в принципе снимали, у нас был один раз опыт такой, мы снимали ролик для партии «Справедливая Россия», это случайно получилось, но там еще была очень такая интересная на самом деле концепция, там снимались девушки, представители партии, там на самом деле была такая, ну, неплохая история, даже с точки зрения самого ролика, и показалось, что это может быть интересно.

Но по факту это оказался очень сложный процесс, даже чисто психологически, с точки зрения согласований, каких-то вот таких нюансов. Мы решили, что нет, скорее всего, мы лучше не будем с этим всем связываться, будем работать с агентствами, с брендами коммерческими и приносить как смех и радость мы приносим людям.

Камиль:  Но обычно же, как бывает, насколько мне опыт подсказывает, когда работаешь с коммерческой организацией, у которой есть четкий продукт, есть четкие цели, маркетинг, креатив для увеличения продаж, для рекламы, там, как правило, вот эти принятия решения в рамках именно создания креатива доверяют именно создателям, то есть вот продакшену доверяют.

А когда работаешь с компаниями близ государственными, там всегда есть какой-то человек, который знает вообще все о маркетинге, знает, что, как, где делается, он все тренды смотрит, он понимает, как нужно, знает, как надо, и вот, когда начинаешь с таким человеком разговаривать, просто хочется уйти, и иногда бывает, жалеешь, что вообще там подписал контракт с такой компанией.

Марина: Ну, вот это самое опасное, да, когда сталкиваешься с таким человеком, который все знает, и знает, как снимать, и вообще все понимает, и чуть ли не учит режиссёра, как правильно раскадровываться и так далее. И это бывает иногда и в каких-то коммерческих компаниях.

Обычно это гендиректор какой-нибудь, который всё Да.

Камиль:  Основной приниматель решений, ЛПР.

Марина: Да, да. И, конечно, вот чтобы идти в такую историю, надо подумать хорошенько. Лучше заранее, насколько готов. У нас тоже была такая недавняя история, что был заказчик непосредственно руководитель компании, и что-то пообщались-пообщались, поняли, что лучше не надо. Пока есть возможность вот в это всё не ввязываться, потому что ну мы тоже такие люди достаточно ответственные, если мы уже как бы в проекте, если мы уже делаем, обычно мы доделываем до конца, даже если там это затягивается на три месяца, на полгода и пятьсотый круг правок, всё равно делаем, ну потому потому что как-то уже надо закончить.

Камиль:  Ну, это вопрос репутации, я думаю.

Марина: Ну, в том числе, да, да.

Камиль:  Какая у Матэ профессиональная мечта? В какой момент вы бы могли сказать, что вот мы, Матэ, на вершине там карьеры, на пике, то есть это какой-то видеоролик там для Apple, или это, например, уйти в кинопродакшн, или выйти на какой-то новый рынок, где вас еще нет, и вот у меня в Голливуд, например.

Марина: Ну, если брать именно, да, Матэ продакшн как рекламную видеопродакшн, то, наверное, самая классная для нас история будет, ну, наверное, Тиканские львы взять за ролик. Было бы здорово. Ну, честно, прям такой нашей явной очевидной цели такой нет, как минимум потому, что мы все-таки продакшн более, ну, то есть мы не креативная единица, то есть у нас своих каких-то креаторов, которые придумывают концепции, у нас нет, да,

То есть обычно к нам приходят уже готовые концепции от рекламных агентств, от их креативных отделов, и мы уже их реализуем. То есть у нас было очень много запросов, когда нас просили придумать креатив, чаще всего это в рамках тендера происходило, что вы придумаете, если нам понравится, то мы вам все отдадим.

Мы много раз таких участвовали, особенно в начале нашей истории, но опять же с опытом мы поняли, что такие истории не работают, как минимум, потому что когда клиент получает счет бесплатно, он это не особо ценит и соответственно он может там сказать, да я в принципе передумал делать ролик, да, там еще что-то, ну то есть вкладываешь действительно много в это сил, а все-таки по-хорошему придумать нормальный качественный креатив это все-таки достаточно времени занимает, да, тебе же нужно погрузиться в бренд, в историю, там изучить конкурентов, в целом как-то все продумать, да, вот, и

И, конечно же, если делать это всё так на коленке по-дилетански, да, можно что-то накидывать, какие-то концепции, но если делать это профессионально и качественно, то, конечно, это надо развивать прям полноценный креативный отдел, креативную пару нанимать, да, или чтобы кто-то был в команде, кто именно умеет это делать профессионально.

Вот, мы всё-таки больше именно продюсеры, мы производственники, и поэтому нам хочется именно вот как-то качественно реализовывать истории. Мне очень нравится, когда получается работать с профессиональной командой, когда получается привлечь каких-то топовых режиссёров, операторов. Это, конечно, очень видно. Совсем другой уровень, как люди работают на площадке, насколько всё слажено, насколько всё чётко. В такие моменты понимаешь, за что действительно люди берут такие большие деньги, потому что это того стоит.

Поэтому, конечно, наверное, совсем мечта — это поснимать возможно на каком-то международном уровне с каким-то международным режиссерам, операторам в каких-то классных локациях, может, действительно, там или в Голливуде, или на какой-то природе суперкрасивой, делать вот такой атмосферный классный ролик.

Камиль:  С кем из популярных актёров или режиссёров вы работали? И можно сказать, что это, наверное, один из самых дорогостоящих, дорогооплачиваемых актёров.

Марина: В принципе, мы много работаем с селебами, не скажу, что прям с какими-то прям супер-суперзвёздами, Ну вот, из такого, что сейчас пришло в голову, мне, нам очень понравилось работать, у нас был ролик с Макаром и Наденькой для ВТБ, это игровой юмористический ролик, достаточно он долгий по хронометражу, там, по-моему, около трёх минут, и они там разыгрывали сценку, и это было просто удивительно, потому что там, ну, опять же, достаточно большой ролик, много кадров, но они настолько профессионально там сходу всё отыгрывали, там, чуть с первого дубля, и это было очень интересно за этим всем следить, наблюдать.

Очень круто, когда так вот получается. Сразу актёров… Это талант? Ну, я думаю, да. Да, профессионализм, талант.

Камиль:  Ну, по актёрам же сразу, наверное, тоже видно, да, вот, не зря человек ест свой хлеб. Потому что, скорее всего, во время самого продакшена есть актёры, у которых там по 20−30 дублей нужно будет переснимать, а есть кто вот с первого прям сразу гонит, и всё делает настолько хорошо и классно, что ты веришь и не хочется никак выиграть на его работу.

Марина: Бывает такое, но, честно, это как будто бы всегда лотерея, потому что бывает, что ты вроде берёшь актёров, ты их утверждаешь, у них там образование высшее, актёрское, а человек не умеет. Ну, правда, плохо получается, вот не веришь. Не знаю, может быть, в этом ещё есть, конечно, большая доля режиссёра, как он умеет работать с актерами. Но вот опять же из недавнего у нас там случился ролик, не очень там высокобюджетный, и там было достаточно много актеров, они были не супер какие-то высокооплачиваемые, но все просто отыгрывали чуть ли не с первого раза, и у нас там даже был ребенок семилетний, который тоже просто идеально сразу все делал как надо, и это удивительно. Как будто бы

Все равно лотерея, конечно, есть актеры, которые много снимаются, но обычно тоже это не суперхорошо, потому что когда одни и те же лица, конечно же, хочется всем немножко разнообразия в нашей рекламе.

Камиль:  Актеров вы сами подбираете, получается, или это заказчик говорит, что я хочу, чтобы у меня был здесь, не знаю, Хабенский, например?

Марина: Если это селебрити, то обычно, да, обычно идёт от агентства уже непосредственно сценарий с конкретным селебрити. То есть они уже продумывают… И селебрити агентствам самостоятельно, получается, уже рассчитываются, не через вас, в этом случае?

Марина: Обычно, да. Ну, то есть мы, конечно, тоже можем там найти, договориться. Бывает такое, что, да, нам пускают какой-то ролик и говорят, там будет селебрити, но пока какое — непонятно. Мы все ждем. И вот мы ждем все утверждения, как только утверждают, мы уже готовимся.

Обычных актеров, да, у нас в кастинге директора подбирают по брифу, непосредственно уже по ТЗ от режиссера мы ищем.

Камиль:  А вот вы сказали, что у вас есть партнеры. Можете рассказать о тех партнерах, которые с вами вместе оставали компанию, с которыми вы работаете, и как вы разделяете обязанности, кто за что отвечает, как вы дополняете друг друга?

Марина: Так, хороший вопрос. Ну, во-первых, нас, как я сказала, нас было сначала трое, три девчонки, потом случилось, что мы остались вдвоем со Светой, моя компаньонка. Как разделяем? На самом деле, вот не могу сказать, что Света за это отвечает, а я за это. То есть мы все равно какие-то стратегические истории мы обсуждаем вместе, мы вместе думаем о нами каких-то людей, например, мы вместе собеседуем, принимаем решение, что кто-то будет работать, кто-то не будет, распределяем как-то структуру, придумываем, как у нас все-таки будет в целом внутри команды, какое взаимодействие.

Конечно, есть какие-то, скажем так, более таланты наклонности, то есть я, например, у меня хорошо получается, например, оценивать какие-то таланты, в том числе новые таланты, те же режиссеров молодых, начинающих, операторов, я могу, в принципе, по брифу сказать, какой режиссер подойдет к этой истории лучше.

А Света, она больше отвечает за визуал, какой-то клиентский сервис, какую-то такую историю, даже с оформлением офиса, вот это ее больше тема.

Камиль:  Как вот найти этого партнера? Это твой друг или это какой-то человек с улицы, с которым ты просто сел, договорился, все точно проговорил? Как вы искали своего партнера и посоветуйте несколько советов, может быть, для людей, которые только-только пытаются найти.

Марина: Ну вот я слышала такую тему, я, в принципе, с ней, наверное, согласна. Это когда ты целенаправленно создаешь бизнес и ты прям целенаправленно хочешь себе партнера, надо задать вопрос, зачем мне партнер, то есть почему я не могу сделать это сам, для чего мне этот партнер нужен.

И по возможности есть такая тема, тоже слышала неоднократно, что если можно обойтись без партнёра, лучше делайте без партнёра.

Камиль:  Т.е. пользоваться услугами консультантов, юристов,

Марина: самостоятельных. Да, либо есть такая история, тоже слышала про неё, что бизнес твой, ты берёшь себе человека, ты даёшь ему какой-то процент от возможно прибыли, это какие-то партнёрские отношения, но бизнес всё равно твой, и пока вы вместе работаете, у него такие условия, если он хочет уйти, он уходит, как обычный сотрудник, скажем так.

У меня такая история, что я уже сказала, что я целенаправленно не хотела открыть бизнес и целенаправленно не искала партнёра. Просто так сложилось, скажем так. И я могу сказать, что вот со Светой мы хорошо общаемся, мы дружим, но мы не то чтобы лучшие подруги и там как раз дружим семьями и ходим друг к другу в гости, хотя

Мы, конечно, часто очень общаемся и там всё друг про друга знаем. Но, опять же, мне кажется, это как раз очень хороший такой ещё пример, когда это действительно не твой лучший друг, но при этом это партнёр, с которым классные отношения, взаимопонимание, поддержка, именно уважение и какие-то общие ценности, действительно.

Камиль:  Ну, общие ценности, это вообще, мне кажется, самое основополагающее, потому что два человека с разными ценностями, они не смогут одновременно делать что-то общее.

Марина: Да, да, совершенно точно.

Камиль:  Они будут всегда расходиться, у них всегда будут разногласия. Хорошо, можно ли сейчас сказать, что вот, например, вы завтра уезжаете на полгода или на год в командировку, или просто решили отдохнуть в компании, и всё останется так, как оно есть?

Ну, да. Или всё-таки ваше участие, оно непосредственно, и без вас Maté Production просто не будет существовать?

Марина: Как минимум, он будет существовать, потому что вот нас двое, да, со Светой, что кто-то из нас всё равно подхватит и продолжит всю эту историю, но, конечно, всё-таки я стремлюсь и, я думаю, мы стремимся обе, чтобы иметь такую возможность хотя бы вот несколько недель, иметь возможность уезжать и чтобы всё работало.

В принципе, у нас были уже такие истории, что, ну, как минимум и сейчас Света не в Москве, вот, она как раз развивает нашу историю в Европе, но при этом это абсолютно не мешает ей вести здесь достаточно большие проекты.

Ну и, конечно, у нас компания все-таки не очень большая и очень много завязано именно на нас, как на владельцах и, собственно, лица компании, то есть люди приходят к нам, мои друзья, знакомые, те люди, с которыми я общаюсь много лет в сфере нашей маркетинговой тусовки, скажем так, они знают меня, они приходят ко мне, они знают, что я сделаю хорошо, и, конечно же, им хочется, чтобы я тоже была максимально в проекте, как можно дольше, хотя я стараюсь там это все перенаправить, делегировать команде, но все равно, да, всегда одним глазом смотрю.

Камиль:  Ну, я тут вопрос, на самом деле, больше для слушателей задавал, потому что я сразу сделал вывод, что вот без вас вообще там не получится. Как только зашел на ваш сайт и нажал кнопку «А давайте обсудим проект», перешел на ваш Telegram и понял, что без вас там вообще никуда.

То есть, со мной будет общаться Марина Тамарова, написано было, а не просто какой-то sales-менеджер или аккаунт будущий менеджер. То есть, здесь прямо однозначно было понятно, что вы очень ключевой человек в реализации всех проектов, и без вашего участия там, наверное, муха не пролетит.

Марина: Кстати, очень хорошее замечание. Я, пожалуй, обслужу это со Светой, чтобы поменять эту кнопку. У нас как раз недавно мы немножко там перераспределили структуру, что у нас есть человек, кто именно будет отвечать за прием тендеров, обработку заказов.

Камиль:  Вы уже сказали, что сейчас открываете представительство в Европе. Я так понимаю, у вас такая экспансия, вы собираетесь там сейчас оказывать услуги именно по производству или это какой-то другой бизнес?

Марина: Да, мы тоже хотим там оказывать услуги видеопродакшена. Конечно, это, скорее всего, будет немножко в другой форме, не в такой масштабной, как здесь в России. То есть вряд ли это будут какие-то высокобюджетные рекламные ролики, по крайней мере, на начальном этапе. Но нам в целом интересно развивать продакшн в Европе, посмотреть, как там это всё устроено, и какую-то свою тоже экспертизу туда направить.

Камиль:  В части санкций, например, это как-то может повлиять? Именно российская репутация на текущий момент?

Марина: Мне кажется, ну, может быть, ещё вот в начале всей истории там было как-то с этим пожёстче, сейчас, мне кажется, в Европе уже всё немножко так подрасслабились, там нет какой-то вот жёсткой такой привязки к национальности, ну, то есть, по крайней мере, мы с таким не сталкивались.

Понятно, что мы вот предполагали, что мы поедем в Европу, и Европа, казалось, это нечто как одно понятие, да, а по факт, показалось, что всё равно у каждой страны есть очень специфические свои нюансы, и всё-таки надо разделять эти страны, и Европа всё-таки не одна

Европа. Есть там восточная Европа, там западная Европа, в Испании своя специфика, во Франции своя специфика, в Германии тоже своё, и, конечно, здесь надо, наверное, всё-таки как-то точечно начать действовать, но также есть большой плюс, что сейчас в Европу также многие наши коллеги релацировались и со своими бизнесами, и в том числе им тоже нужно там как-то продвигаться, снимать себе рекламу и так далее, и вот здесь мы можем тоже как раз помочь пригодиться.

Камиль:  Ну то есть вы туда, получается, не в холодную едете, да? У вас есть уже там какие-то потенциальные партнеры, есть какие-то потенциальные заказчики, видимо?

Марина: Ну то есть да, мы пока решили, что мы будем нацеливаться на рынок экспатов и наших, скажем так, соотечественников или вот переехавших бизнесов каких-то наших коллег, скажем так. Скорее всего там все-таки будет выгоднее занять какую-то нишу более узкую, там возможно это будет фэшн, возможно мы в сферу IT пойдем, у нас тоже есть там что предложить.

У нас, собственно, уже есть один клиент как раз, с которым мы сотрудничаем с нашей европейской компанией и делаем им как раз услуги по видеопродакшену по всему миру. Они не такие масштабные, как здесь.

Камиль:  Я смотрел вот ваше портфолио, посмотрел ваш сайт, презентацию, там очень много брендов, которые ушли из России. Я думаю, что вот вы как раз про них, наверное, и говорите.

Марина: Нет, не совсем. Не совсем? Не совсем. Которые ушли. На самом деле, я не могу сказать, что мы как-то сейчас стали меньше кому снимать, Потому что у нас много было фармы, фарма так осталась, возможно сами просто бренды фармы остались более отечественные.

Те же банки, мы много работаем с банками, банки тоже рекламируются очень активно до сих пор. То есть какого-то прям резкого спада по брендам я не заметила пока. А ушли, ну, я имею в виду, да, какие-то даже вот агентства открыли свои филиалы и делают что-то уже с какими-то европейскими заказчиками, мы, соответственно, как продакшн тоже можем предложить свои услуги уже на той территории, например.

Камиль:  Мне вот, знаете, интересно, скажем, обычно спрашиваешь, там, кто-то говорит, мы хотим вырасти в следующем году в два раза, там, чтобы наша выручка выросла в два раза, там, кто-то говорит, у нас стоит, там, одна из целей это не 100 человек в штате, там, а 150 человек в штате, да, там, третий говорит, а мы хотим продать не 100 тысяч позиций, а 200 тысяч позиций.

Вот какая у вас метрика, на что вы все-таки больше ориентируетесь в росте?

Марина: Ну вот, на самом деле, я вот, мне кажется, про себя, если говорить, то мне кажется, я, может быть, какой-то не очень правильный бизнесмен в этом плане, потому что я не совсем до конца понимаю вот эту вот историю с планированием,

Потому что да, мы, конечно же, можем на следующий год сказать, что мы хотим оборот столько-то. Мы себе эту цифру нарисовали, такие классно. Ну, а потом же все равно как будто бы не совсем от тебя зависит вот эта история, придет тебе проекты на такой бюджет или нет.

Вот, например, там случится тот же ковид, там на полгода все встанут. И вот как бы, а ты нарисовал эту цифру, вот и как. То есть, конечно, хочется увеличивать оборот, увеличивать средний чек, потому что, как я уже сказала, хочется делать прям высокобюджетные качественные проекты с классными командами и так далее.

И к этому мы стремимся. Про Европу вот прям каких-то четких целей не могу сейчас сформулировать. То есть, нам хотелось бы делать проекты там, но вот мне, например, в последнее время очень интересна сфера фэшн. Мне хотелось бы, наверное, в этой сфере попробовать что-то поделать.

Понятно, что она не совсем высокобюджетная, по крайней мере, вот в России, насколько я знаю, в Европе, наверное, с этим получше. Ну и опять же, это такая сфера, которая, возможно, не требует огромных ресурсов с точки зрения того же производства.

Это бывают такие достаточно мобильные истории, то есть по сути тебе нужна модель, стилист, оператор, и можно, не знаю, там выйти в поле и снять какую-то красивую историю атмосферную. Вот, наверное, что-то с этого хотелось бы начать. Посмотрим. В целом еще клипы меня интересуют, как жанр.

Тоже достаточно интересная история. Здесь в МАТЭ мы пока сняли один такой клип, и у нас есть тоже и в команде ребята, кто умеет это делать, и в целом интерес к этой сфере, может быть, мы попробуем ещё с клиповой историей зайти, посмотрим.

Камиль:  Марина, спасибо вам большое за интересную беседу. В гостях подкаста «Бизнес Солярус» была Марина Тамарова, совладелец и генеральный продюсер МАТЭ Продакшн. Желаю процветания вашим проектам, спасибо вам за интереснейшую беседу.

Марина: И вам спасибо большое и удачи.

 

Команда:
Ведущий — Камиль Исрафилов;
Редактор — Анна Бутченко-Сорокина;
Продюсер — Виктория Витославская;
Звукорежиссёр — Андрей Деркач;
Проджект-менеджер — Сусанна Галстян

© Red Barn